Часть 2
Автор: Андрей Антонов
Неужели нет выхода? Есть! И пятый этап как раз направлен на организацию результативного мышления. Как скульптор, вы будете делать себе новый характер и формировать то поведение, которое захотите.
Итак, как и на прошлых занятиях, сначала необходимо в нескольких предложениях предельно ярко прописать конфликтную ситуацию. Если вы уже проработали ее на прошлых занятиях, переживаний она не вызовет, но на данном этапе это и не нужно. Далее необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какой я в этот момент?
2. Что хочу?
3. Что я для этого делаю?
4. Каким становлюсь?
Понятно, что действия (ответ на третий вопрос) не приводит к цели (ответ на второй вопрос), а приводят к прямо противоположному результату. В результате чего и получается рассогласование. То есть сильное психическое напряжение (ответ на четвертый вопрос).
Третий шаг это нейтрализация переживания. Но если ситуация уже была разобрана и отработана и переживаний не вызывает, этот шаг можно пропустить.
Шаг четвертый. Каким бы я хотел быть, чтобы мне было хорошо?
И тут надо представить новое, несвойственное для себя состояние. Расслабленным, дерзким, бесшабашно смелым и т. д. Только не надо представлять себя мастером единоборств, если вы таким не являетесь. Практика показывает, что чувство стыда испытывают не тогда, когда проигрывают бой, а когда пасуют и не решаются его принять. Итак, нужно придумать образ и одеть его на себя, как латы перед рыцарским турниром. И максимально четко прочувствовать себя в этом образе, прислушиваясь к ощущениям тела. Даже если вы таким себя никогда не чувствовали, любому человеку свойственно мысленное перевоплощение. Вспомните образ знакомый из жизни, образ из какого-нибудь фильма или книге и постарайтесь одеть его на себя и прочувствовать себя в нём.
Шаг пятый. Организация результативного мышления.
Вы вновь прописываете эту конфликтную ситуацию, но уже в новом образе. Ситуация старая, но вы новый. И действуете вы согласно новому образу. Так, как вы хотели бы действовать. По сути, вы исправляете свое прошлое, меняете его. Как и на прошлых занятиях сначала идет работа с текстом, потом со слайдами – яркими мысленными картинками, иллюстрирующими этот сюжет. А потом сюжет монтируется в видеоролик, который нужно прокручивать перед мысленным взором. Только когда мы реорганизовывали переживания, мы начинали с обычной скорости, а потом крутили в замедленном темпе, здесь мы начинаем с замедленного и убыстряем от просмотра к просмотру. Рекомендуемое количество просмотров – девять. Мы привыкаем к новому образу, слушаем свое тело и отмечаем его реакции. Физиологические реакции тела на прошлое, недостойное поведение уже убраны. Теперь надо задать новые, на новый алгоритм поведения и приучить тело к ним.
При этом специалист не лезет к вам в мозг. Мозг человека это орган сложный и наукой мало изученный, и пускать туда посторонних не есть хорошо. Специалисты Института Поведения открещиваются от того, чтобы их называли психологами. Их специализация – нормальная физиология. Поэтому они даже не знают, какую ситуацию прорабатывает клиент. Ее совершенно не требуется озвучивать. Специалист работает с физиологическими реакциями тела на переживания.
После мысленного просмотра роликов начинается тренировка вхождения в новое состояние. На вдохе полное расслабление и картинка покоя, на выдохе вхождение в образ и органичное ощущение себя в нём. А потом необходимо вновь ответить на те же вопросы.
1. Какой я в этот момент? – описание нового состояния
2. Что хочу? – сохранить это состояние
3. Что я для этого делаю? – вдох – выдох и вхождение в образ
4. Каким становлюсь? – описание нового состояния.
Ну а далее следует ряд практических приемов, которые помогают наладить процесс мгновенного вхождения в требуемое состояние. Я не буду на них подробно останавливаться, это сугубо практические приемы.
Безусловно, пятый этап наиболее сложный и наиболее интересный. Мы формируем новое прошлое и меняем свою парадигму, изменяем свой характер. Работа ювелирно тонкая и сложная. Поэтому выполнять ее конечно надо со специалистом. После прохождения пятого этапа следует большая самостоятельная работа. Тело нужно научить новому состоянию. Оно должно стать для него привычным. Поэтому дома по такому же плану нужно разобрать все подобные ситуации в своей памяти. И все реорганизовать и переделать в новом состоянии. Причем регулярно тренировать вхождение в него. Чтобы это состояние стало нормой. И вот тогда, безо всякого напряжения, в подобной ситуации вы станете вести себя именно так, как научились. Легко и непринужденно. Потому что именно это состояние будет для вас нормой. Единственным естественным алгоритмом поведения.
Я привел самый яркий образный пример. Но не у всех в жизни стоит такая проблема. В каких случаях еще можно применить методику пятого этапа? Да во всех, которые вас напрягают. Известный расолог Владимиа Авдеев пишет: «Великий русский психиатр и невролог Иван Алексеевич Сикорский – отец знаменитого вертолётостроителя – в своё время дал прекрасное резюме на эту тему: основной недостаток русского психотипа состоит в том, что русский человек не умеет говорить «нет!» Мы всегда со всем соглашаемся. Отсюда такая благодатная почва для новых религий, новых половых извращений, спайсов, всякого другого негатива. У нас нет психической ресистенции. Например, японцы и китайцы потрясающе психически-ресистентны. То же можно сказать про немцев, можно сказать про евреев. А в русских этого нет, и это большой недостаток». Действительно не для всех, но для очень многих проблематично отказать просящему человеку. В очередной раз дают деньги соседу или родственнику, хотя тот не вернул прежние долги, но умоляет, жалуясь на стечение обстоятельств, преданно глядя в глаза. Отказать сменщице, просящей заменить ее. Отказать начальнику, требующему сделать работу не входящую в ваши прямые обязанности. Научиться говорить нет для многих очень большая проблема. И в очередной раз, кляня себя за излишнюю уступчивость, вспоминая об этом, вы закрепляете данный навык. И вам все сложнее отказать. И здесь по тому же алгоритму можно прокрутить предыдущие события, и изменить их в своем сознании, и тогда в следующий раз отказать для вас будет естественно и не составит труда. Меняя парадигму мы можем избавляться от всех своих комплексов и легко решать казалось бы неразрешимые поведенческие проблемы.
А в спорте мы учимся не гореть перед соревнованиями и легко, на вдохе – выдохе входить в оптимальное психическое состояние необходимое для успешного выступления на соревнование. Аналогичное состояние спортивный психотерапевт А. В. Алексеев в своей знаменитой книге «Себя преодолеть» назвал «Оптимальное боевое состояние». Методика входа в это состояние во многом перекликается с рассматриваемой нами методикой. Алексеев призывал спортсменов записывать подробно до мельчайших деталей свои ощущения в день удачного выступления. И составлял для них набор формул, которые зачитывал в состоянии полного расслабления. Причем формулы были строго индивидуальны и не действующие на других. К примеру, одной спортсменке для вхождения в ОБС требовалось прочувствовать состояние, которое она охарактеризовала как «держу зуд в зубах». Но, директор Института Поведения Антон Борисович Николаев, категорически не согласен, чтобы в разработанной в институте методике для определения состояния присутствовало слово «боевой». По его мнению, оно несовместимо с состоянием психического расслабления. А даже при физическом напряжении психическое состояние должно быть расслаблено, и только в таком случае спортсмен способен показать максимально возможный результат.
Так же в спорте, особенно в единоборствах встречаются случаи, когда спортсмен боится своего соперника. Точнее не боится в прямом смысле, а просто не может себя максимально реализовать в поединке с ним, тот действует на него деморализующе, и наш спортсмен сливает бой, даже не показав и половины того на что способен. Используя данную методику можно мысленно переиграть предыдущие поединки с этим соперником и на следующих соревнованиях, встретясь с ним в поединке, бороться в полную силу, которая соответствует его спортивной форме на данный момент. Умение моделировать свое поведение и свое состояние переводит нас на совершенно новый уровень качества жизни и делает нас по-настоящему свободными…
А мне до окончания обучения правильному мышлению оставался еще один этап. Этап «А» - Рассогласование и согласование, как необходимые условия достижения успеха в жизнедеятельности.
О нем будет рассказ в заключительной части моего отчета об обучении правильному мышлению.
Источник |