
В предыдущих материалах журнала мы познакомили вас с сотрудниками Института Поведения и рассказали о том, как правильное мышление способствует прогрессу в спорте. Так же я начал делиться с читателями своими впечатлениями от прошедшего обучения организации правильного мышления. В журнале «ЖМ» № 7 я описал первые три занятия, после которых я приобрел необходимые навыки и инструменты для дальнейшей работы.
С 4-го занятия мы перешли к базовой части нашего обучения, а именно к борьбе с рассогласованиями. Напомню, что данный термин означает в нормальной физиологии. «Согласование» - это состояние человека, которое наступает, когда ожидаемые параметры результата совпадают с параметрами реального результата и сопровождаются формированием положительной эмоции. «Рассогласование» - это состояние, которое наступает, когда реальные параметры результата действия не совпадают с ожидаемыми параметрами и сопровождаются формированием отрицательной эмоции.
Существует всего четыре типа рассогласования:
- Рассогласование I типа возникает, когда параметры результата действия другого, значимого человека не соответствуют моим ожиданиям. В обыденной жизни к такому рассогласованию в большей степени можно отнести переживание обиды.
- Рассогласование II типа возникает, когда параметры результата моих действий, не соответствуют ожиданиям другого, значимого для меня человека. В обыденной жизни к такому рассогласованию в большей степени можно отнести переживание вины.
- Рассогласование III типа возникает, когда параметры результата моих действий или состояния не соответствуют моим ожиданиям. В обыденной жизни к такому рассогласованию в большей степени можно отнести переживание стыда.
- Рассогласование IV типа возникает, когда моим ожиданиям соответствуют параметры результата заведомо неприятного для меня переживания – стыда, вины или обиды. В обыденной жизни к такому рассогласованию в большей степени можно отнести переживание неопределенности, мнительности, неуверенности, тревоги и т. д.
Теперь рассмотрим это более подробно. Первый тип рассогласования отличен от второго и третьего тем, что направлен к 3-му лицу. Это лицо повело себя не так, как я ожидал, и это вызвало во мне негативные переживания. Это может быть не просто обида, хотя данное переживание наиболее ярко характеризует этот тип рассогласования. Это может перерасти в раздражение, злость, ярость. Начальник или тренер незаслуженно при всех вас отчитал на работе. В общественном транспорте вас обхамили или толкнули. Продавщица в магазине вас игнорирует, поглощённая перепиской по смс. То есть действия 3-го лица не соответствуют моим ожиданиям. Какова может быть моя реакция. Внешнее проявление - я могу ответить, и вступит в конфликт. Ответить начальнику в жесткой форме, обхамить в ответ или вступить в драку, потребовать к себе внимания и выполнения своих обязанностей…. В этом случае перенапряжения может и не быть. Ситуация разрешиться и переживаний не оставит. Или оставит, но не связанные с рассогласованием. Но это не всегда возможно осуществить реально и тогда это проявляется внутри нас . Мы дорожим работой, а спортсмен дорожит местом в команде и лучше промолчит, потому что ему есть что терять. Многие в силу воспитания не идут на конфликт. Кто-то просто панически их боится. А если рассогласование происходит от поступка очень значимого для тебя человека? От родителей, например. Или расставание с любимым человеком по его инициативе? Что тут сделаешь, если тебя банально разлюбили? Это, наверное, одно из наиболее сильных переживаний, при рассогласование первого типа…. И если человек смолчал, проглотил случившееся то тут как раз и начинается рассогласование. Внутри кипит, бурлит, а выхода наружу нет. Животные выгодно отличаются от человека тем, что у них нет отвлеченного мышления. Они часто попадают в конфликтные ситуации, но они никогда не переживают их post factum. Они живут настоящим и не тратят нервную энергию попусту. А человек тратит, и очень много. Он вновь и вновь прокручивает в памяти случившиеся, и каждый раз по новой испытывает все негативные переживания. И если нерадивую продавщицу он вспомнит несколько раз в этот день и забудет, хотя каждый раз вспоминая, ощутит раздражение, то более значимые для него негативный ситуации он будет вспоминать годами. Очень сильные впечатления остаются с детства. И вот багаж этих неприятных переживаний мы тащим на себе с детства, да ещё регулярно освежаем эти воспоминания.
Часто приходится слышать о том, какой высокий уровень стресса у современного человека. Кто-то под его воздействием становится алкоголиком или наркоманом, кто-то впадает в глубокую депрессию. Но ведь сам стресс занимает минимум времени и не способен привести к подобному. А вот воспоминания, постоянное проигрывание их в памяти могут. Как пел Михаил Круг во «Владимирском централе»:
«..Опять защемит грудь,
И в душу влезет грусть.
По памяти пойдет со мной..»
И как точно отметил певец, воспоминания вызывают конкретные физические ощущения. «Защемит грудь»…. Это очень важный момент.
Рассогласование второго типа у кого-то может быть очень ярко выражено, а у кого-то его нет совсем. Мне, например, пришлось очень долго копаться в памяти, пока откуда-то из детства я не выудил ситуации, в которых я испытывал чувство вины. Рассогласование второго типа возникает, когда мы не оправдываем надежды другого человека относительно себя и переживаем по этому поводу. Плохо выступил на соревнованиях и не оправдал ожидания тренера. Готовился с мамой к школьному экзамену и банально завалил. А у мамы в глазах немой укор. Повел себя недостойно, чем очень расстроил близкого человека. Рассогласование этого типа можно испытывать и перед Богом. Чем активно пользуются некоторые конфессии. Например, в христианстве, активно навязывается чувство вины. Верующий должен постоянно испытывать чувство вины за все свои прегрешения и постоянно каяться в них. «Господи, помилуй.. Господи, помилуй».. Естественно, что когда над прихожанином постоянно довлеет чувство вины, а церковь, единственное место, где он может получить частичное избавление от него он становится «истинно верующим».
Рассогласование третьего типа так же направлено к самому себе, но при нем мы не оправдываем ожидания не другого человека, а свои собственные. Чувство стыда – наиболее яркое переживание этого типа. Часто возникает в ситуациях, описанных и в первом типе. Позволил себя безнаказанно оскорбить или даже ударить. Но наряду с чувством обиды, направленном на обидчика, возникает зачастую гораздо более сильное переживание – чувство стыда. Которое, на момент конфликта может быть незначительным, но прокручивая ситуацию в памяти по новой, все более и более сильным. «Надо было сделать не так, ах, если бы я мог вновь оказаться там»… Но поезд уже ушел, а тебе остались только воспоминания о твоем постыдном поступке. Здесь надо отметить, что чувство стыда можно испытывать только по отношению к самому себе. Выражение: «Мне стыдно за тебя» по сути, бессмысленно. Все переживания за поступки других людей относятся к рассогласованию первого типа.
Четвертый тип рассогласования ничего принципиально нового не представляет. Это просто предвидение неприятных переживаний связанных с рассогласованием одного из трех вышеописанных типов. Ожидание неприятностей, которое может перейти в мнительность, тревогу, вплоть до панического страха. Этот тип рассогласования базируется на той базе неприятных переживаний, полученных нами на протяжении жизни, которую мы постоянно носим с собой.
Итак, к чему мы пришли? К тому, что каждый человек имеет своих «тараканов в голове», или «скелетов в шкафу» в виде неприятных переживаний связанных с описанными типами рассогласований. Эти воспоминания отравляют жизнь, портят настроения, мешают сосредоточиться на текущих делах, мешают собственной реализации, вызывают избыточное напряжение которое ведет к различным нервным и физическим заболеваниям. Возможно ли их начисто забыть? Нет. Но можно нейтрализовать. Как я уже писал программы, разработанные в Институте Поведения, не относятся к области психологии. Они относятся к физиологии. И работа проводится именно с физическими проявлениями воспоминаний и негативных переживаний. И если убрать физические проявления воспоминаний, они нейтрализуются и не вызывают никаких эмоций. Это я испытал на себе в полной мере. Наиболее яркие неприятные воспоминания, отравляющие мне жизнь в течении десятилетий, после тщательной работы с ними превратились в нейтральные воспоминания не вызывающие никаких неприятных переживаний. Они даже перестали произвольно всплывать в памяти. Каким образом происходил этот процесс обучения?
Каждому из типов рассогласований было посвящено отдельное занятий. После вхождения в состояние покоя, Елена Васильевна предложила мне вспомнить один из наиболее ярких случаев в моей жизни связанных с конкретным типом рассогласования. Что характерно, за весь период обучения мне ни разу не предложили озвучить прорабатываемую ситуацию. В данном процессе эта информация абсолютно не нужна специалисту. И копаться в мозгах находя причинно-следственные связи, это совсем другая специальность. Здесь задача стояла в том, чтобы полностью нивелировать любые физические ощущения, возникающие при воспоминании о данной конкретной ситуации.
Алгоритм действия был следующий. Я на бумаге описывал ситуацию в пяти - шести предложениях, написанных максимально эмоционально. Далее в письменной форме я должен был ответить на пять вопросов. В качестве примера приведу вопросы для первого типа рассогласований.
1. Каковы мои ожидания от другого человека?
2. Откуда взялись эти ожидания? Здесь предлагается выбрать из четырех возможных вариантов:
а) Раньше так было
б) Я бы так поступил
в) Культура требует
г) Образец поведения
3. Каково реальное поведение другого человека?
4. Мог ли другой человек выполнить все мои ожидания к нему? Ответ заведомо должен быть отрицательным. Иначе бы данная ситуация не произошла бы. Но надо определить причину. Здесь тоже нужно выбрать один из вариантов ответа из четырех подвопросов:
а) Знал ли?
б) Умел ли?
в) Мог ли?
г) Хотел ли?
5. Согласен ли я с тем, что другой человек оказался таким, как оказался? Ответ однозначный – согласен.
После данного разбора начинается работа с текстом. Я медленно читал про себя описание ситуации и вопросы с ответами и слушал свое тело. Техника была аналогичной той, которая применялась во втором и третьем занятии для нейтрализации неприятных ощущений связанных со вкусом или с воспоминанием о «месте» или предмете. Если при прочтении наблюдалась хоть какая-то физическая реакция, лист откладывался в сторону, и я начинал убирать возникшее физическое напряжение. Реакция может быть любая, на первый взгляд даже не связанная с ситуацией. Может не только «защемить грудь», может возникнуть дрожь, может прилив крови к лицу, может зачесаться какая-то область на руке или ноге, может возникнуть все, что угодно. И чем больше возникло подобных реакций, тем лучше. И все эти реакции необходимо полностью убирать. Выкорчевывать их, как баобабы с планеты Маленького Принца. После того как при повторных прочтениях никакой реакции тела не наблюдается, мы переходим к образам. Сначала в статике. Потом в динамике. Формируем сюжет в виде короткого фильма. Просматриваем многократно этот сюжет сначала в обычной скорости. Потом в замедленной. И каждый раз, как только появляется какое-либо малейшее ощущение в теле, начинаем его убирать, до полного исчезновения. Заключительная часть проработки ситуации заключается в том, что мы представляем себе три ярких картинки, слайда, иллюстрирующих эту ситуацию и необходимо сделать так, чтобы эти слайды сами собой исчезли. Они могут сгореть, улететь раствориться в воздухе. Но они обязательно должны пропасть. Если они не исчезают, то какое-то физическое ощущение от ситуации сохранилось и его надо найти и убрать. Некоторые ситуации нейтрализуются быстро. С некоторыми одного занятия не достаточно и чтобы полностью нивелировать переживания к ним приходится возвращаться повторно. На занятии мы нейтрализовывали до трех переживаний. В качестве домашнего занятия предлагалось до 20-и ситуаций. В идеале нужно проработать ВСЕ неприятные переживания, оставшиеся в памяти.
Надо сказать, что ощущения после этих занятий и проведенной дома работой были потрясающими. Воспоминания перестали приносить мне негативные переживания и как - то сами собой пропали. Я стал гораздо спокойнее. Появилось море энергии, которую я стал реализовывать в текущей жизни, а не в переживании «дел, давно минувших лет». Ради интереса, возвращаясь к проработанным ситуациям, я не чувствовал ничего. Как будто смотрел кадры какой-то кинохроники никоим образом со мной не связанной.
Как это связано со спортом? В первых двух статьях я описывал, что нестабильность результатов напрямую связана с патологическим мышлением. Когда неприятные мысли лезут в голову производительность любой деятельности падает. На примере стрельбы это было показано наиболее ярко. Спортсмен, убравший всех своих тараканов из головы, и постоянно пребывающий в состоянии спокойствия показал невиданную ранее стабильность результатов.
Но ведь жизнь идет, и возникают новые неприятные ситуации и новые связанные с этим переживания? И пусть себе возникают! Сами переживания в момент события это естественно и безвредно. Но если спустя какое-то время событие возникает в памяти и несет с собой неприятные переживания, то надо убрать физическую реакцию на него по описанной методике не откладывая дела в долгий ящик. После регулярных тренировок это происходит автоматически и занимает минимум времени. И человек начинает жить настоящим, значительно повышая качество жизни и не тратя на прошлое никакой энергии
Четыре занятия направленные на работу с рассогласованиями четырех типов завершились. От них я получил гораздо больше, чем от первых занятий, но по сути своей это было еще не достижение цели, а совершенствование инструмента для ее достижения. Основная работа была позднее.
На 5-м этапе, этапе реорганизации патологических рассогласований, надо было закреплять навыки нового мышления и ситуации с рассогласованиями переигрывались по-новому. То есть, как бы я поступил в данной ситуации, вернувшись в прошлое с новым мышлением, чтобы не было рассогласования. Очень яркая и интересная работа, в каком-то плане изменение прошлого. В результате нее происходит реорганизация мышления, т. е. «отучивание» себя от приобретенного в течении жизни опыта неприятных переживаний.
И заключительный этап, так называемый этап «А» подытоживающий всю проделанную работу в котором рассогласования и согласования рассматриваются как необходимые условия достижения цели. На этом этапе я узнал, что рассогласование параметров, которое регулярно происходит, (куда от этого деться) формирует реальное напряжение организма. Но это напряжение может быть направлено не только на развитие вредоносного, паталогического состояния, но и на достижение полезного результата. И я научился тому, как перенаправить это напряжение с вредоносного влияния на жизнедеятельность и удовлетворение сформировавшейся потребности.
Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Автор: Андрей Антонов |