
Типы мышления спортсмена. Часть 1
На страницах нашего журнала мы регулярно рассматриваем методики направленные на развитие физических качеств, диетические рекомендации, технику выполнения упражнения, но очень редко рассматриваем психический или мыслительный компонент в подготовке соревнующегося атлета. А этот компонент крайне важен, хоть в литературе ему отдается не так много места. Сегодня в гостях у нас Антон Борисович Николаев, руководитель Автономной Некоммерческой Организации «Институт поведения», Экспертного Центра Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности. Сайт: http://povedenie.ru.
Думаю, немногие из вас слышали о таком институте, а те, кто слышал, мало представляют себе, чем институт такой направленности может помочь спортсмену силовику в достижении его целей. Но немного терпения и я уверен, вы сможете совсем под другим углом оценить процесс тренировки и выступления на соревнованиях
Железный Мир: Здравствуйте, Антон Борисович! Расскажите о специфике работы вашего института.
Антон Николаев: Здравствуйте. Объект нашего внимания это мышление человека, но мышление не с точки зрения психологии или психиатрии, а с точки зрения физиологии. А инструмент, который позволяет рассматривать мышление, позволяет его связывать с процессами метаболизма, гомеостаза это теория функциональных систем нашего соотечественника, замечательного человека, академика Петра Кузьмича Анохина. В дальнейшем это направление развивал в своей школе Константин Викторович Судаков. Наша цель, помогать людям возвращать здоровье. Тем более, когда говорят, что человек неизлечимо болен. У каждого, кто приходит в "Институт Поведения", своя проблема, свои индивидуальные особенности, свои запросы и свои вопросы. Однако есть некоторые моменты, которые одинаково интересны большинству людей, обращающихся к специалистам "Института Поведения". Методики применяемые в "Институте Поведения" направлены на проблемы, связанные с психо-эмоциональным состоянием человека. Это бытовое общение, деловое общение, поведение при стрессах, зависимости, которые рассматриваются как ставшее привычным поведение. Применение методик "Института Поведения" позволяет обучить человека достаточно эффективно решать свои внутренние проблемы самостоятельно при помощи внутренних ресурсов .
ЖМ: С какими проблемами к вам наиболее часто обращаются?
АН: У нас самый высокий процент излечения от наркозависимости. Наркозависимость в "Институте Поведения" расценивается, как привычное поведение, которое заменило собой другое привычное поведение, а именно «трезвое». Это, ставшее привычным (наркотическое), поведение сформировалось и закрепилось, как способ решения психо-эмоциональных проблем зависимого и в значительной мере зависит от его способа мышления. Это, по мнению специалистов "Института Поведения", в полной мере можно отнести и к другим видам зависимости: игровой, компьютерной и т.д.
В настоящее время наркологическое отделение Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского проводит апробацию метода избавления от наркозависимости, разработанного учеными "Института Поведения".
Метод не связан с применением лекарственных препаратов, не требует госпитализации. Так же мы лечим депрессию, выводим людей из очень сильных депрессивных состояний, восстанавливаем нормальное пищевое поведение, учим управлению эмоциональным поведением и многое другое.
ЖМ: Каким образом проходит лечение?
АН: Обучение происходит в ходе индивидуальных занятий со специалистом "Института Поведения". Курс занятий состоит из нескольких блоков и рассчитан примерно на месяц (12 – 14 занятий через день). Каждое занятие длится около двух часов. На занятии специалист обучает необходимым для решения проблемы клиента, упражнениям. После занятия дается задание – самостоятельно отработать полученные знания, применить их в реальной жизни. На следующем занятии домашнее задание проверяется, и в случае его успешного выполнения приступают к следующему этапу.
ЖМ: Знаю, у вас большой опыт работы со спортсменами высокого уровня. Расскажите про эту специфику направления вашего института.
АН: Что касается спорта... Вы не думали, почему при схожем уровне спортивного мастерства один человек успешен, а другой нет. Почему один спортсмен может достигнуть результата и результат устойчивый и стабильный. А второй не в силах повторить один раз достигнутый успех. Почему при равных возможностях показываются разные результаты. Ответы на эти вопросы и есть предмет нашей работы. Нормальная физиология это есть отправная точка. Норма. Она у нас всегда существует. Неважно, находимся ли мы в состоянии покоя или в состоянии физической нагрузки. Есть нормальное состояние, а есть отклонение от нормы. Есть нормальная нагрузка, а есть нагрузка с отклонениями от нормы. А что такое норма? Мы будем отталкиваться от понятия введенного Анохиным – саморегуляция организма. Это основной вопрос. Мы воспитываем саморегуляцию. Если мы говорим про спорт, то мы воспитываем новые возможности саморегуляции. Неважно, какие упражнения мы делаем, мы расширяем возможности нашей нормы.
Возьмем двух спортсменов. Они достигли одной и той же нормы. Но один делает ее постоянно и улыбается. У другого это получается иногда и требует от него сильнейшего напряжения. Я не говорю о физическом напряжении. Оно у обоих спортсменов идентично.
На сегодняшний день человечество выбрало два принципиальных направления достижения каких-либо результатов. Кто-то достигает результатов через насилие. Через перенапряжение. А кто-то достигает результатов за более длительный промежуток времени, но как-то по другому. Через достижение удовлетворения. Не форсируя нагрузку, но сохраняя положительные эмоции и желание тренироваться.
ЖМ: В данном случае мы говорим о натуральном тренинге?
АН: Исключительно о натуральном. Фармакологическое вмешательство мы рассматриваем как насильственный способ воздействия на организм. Мы изменяем среду, и эта среда заставляет по-другому работать организм. Хорошо это или плохо, это другое дело. Это не входит в спектр рассматриваемых нами проблем. Наша задача повысить потенциал спортсмена. Если мы видим , что кто-то может это сделать, то повторить это естественным путем кажется вполне выполнимой задачей. Раз один человек смог, то другой после определенной подготовки способен это повторить. Другое дело выполнить задачу, которую никто никогда ни разу не делал. Это требует отдельного подхода и отдельной мотивации. И зависит от его потенциальных возможностей, от того как он привык достигать результат. Через насилие или через добровольную мотивацию. В чем проявляется насильственный подход? Кто может заставить? Родители, жена, тренер.. А когда никого нет? У нас есть определенный стиль мышления, выработанный с детства. Который формируется, укрепляется. Наш организм сам обучается определенным принципам. Он ставит перед собой задачу, цель, какие-то параметры и достигает их. Всеми способами, которые есть у него в арсенале. Достижение результата удовольствие, сам процесс достижения тоже удовольствие.
Другой человек. Добивается результата не потому что он хочет этого, а потому, что если он не сделает этого ему будет плохо. Будет обидно самому, или он расстроит кого-то. Родителей, жену, тренера. Если это становится мотивацией, то вполне возможно, что человек выполнит любое задание. Вполне возможно. А может и не выполнит. А если выполнит, то это не значит, что он научился. Это не значит, что выполнив задачу его организм достиг саморегуляции. Что это упражнение сверх нормы стало нормой. Оно как было сверхнормой, так сверхнормой и осталось. И неизвестно, второй раз он сможет, выполнить эту задачу или нет. Будет у него настроение или нет. Или его опять должны так напрячь.
Один восстанавливается после соревнований эмоционально за день за два, а другой не может прийти в норму месяц. Почему? Если у него патологическое мышление, то он заведомо себя будет напрягать. Это саморазрушающая система. Если он с этим мышлением тренируется. Если для него главная мотивация это избегнуть переживаний, то никогда не будет устойчивости и стабильности. Будут временные достижения результата. К тому же очень болезненные. У него всегда будет длительный период восстановления.
На что влияет психика и мотивация? Возьмем двух спортсменов бегунов на дистанции. У одного мотивация на достижение результата. Быть первым. Улучшить личный рекорд. А другой бежит с мотивацией, что если он не будет первым, то все, он опозорится. Расстроит тренера, расстроит родных и близких. И вот два бегуна подходят к концу дистанции, силы на пределе пошел затяжной финишный спурт. И если у спортсмена с насильственной мотивацией в момент, когда он чувствует что не может больше добавить вдруг появляется возможность подвернуть ногу, он ее подвернет. Это будет даже не сознательно. Просто у него появится причина, по которой можно оправдаться и избежать позора. Не смог выиграть в результате травмы. Он никого не опозорил, то есть решил свою задачу, но по-другому. Задача ведь стояла не выиграть, а избежать неприятных переживаний связанных ы проигрышем.
То есть все зависит от стиля мышления спортсмена. Если стиль мышления направлен на достижение результата, то спортсмен будет его достигать. Достигнет или не достигнет, будет зависеть от физической формы. Насколько расширены границы нормы и саморегуляции. Если мотивация действий направлена на избегание переживаний, то спортсмен непредсказуем. Может, как выполнить свою задачу, так и реально навредить своему здоровью. Все это будет неосознанно. В состоянии гиперутомления или гипернапряжения организм будет пытаться выполнить свою задачу, и он максимально попытается ее выполнить любыми путями. И наша практика показывает, что большинство спортивных травм на соревнованиях получены именно при такой мотивации.
Мы разделяем мышление на два принципиальных вида. Мышление, которое позволяет достичь результат – Вариант А. Или мышление, которое позволяет избегать чего-то – Вариант В.. Идеал это когда мышление у нас 100% в любой стадии всегда направленно на достижение результатов.
ЖМ: Как можно выявить патологическое мышление человека?
АН: Мы это делаем с помощью обычного тестирования. У нас есть стандартный опросник, который предоставляет человеку представить себя в каких-то конкретных ситуациях и выявить его реакцию на определенные стимулы. С помощью этого теста мы определяем наличии у человека патологического мышления. Если есть, то мы должны выявить его характер. Оно состоит из четырех видов переживаний. У нас принято называть это четыре вида рассогласований. Рассогласований между ожиданием и реальностью.
Рассогласование 1-го типа. Поведение другого человека не соответствует моим ожиданиям. В обыденной жизни это называется переживание обиды. 2-й тип рассогласования это когда мое поведение не соответствует чьим то ожиданиям. В обыденной жизни это называется переживанием вины. 3-й тип это когда мое поведение не соответствуем моим же ожиданиям. В обыденной жизни это называется переживанием стыда. 4-й тип рассогласование это предвидение каких-то неприятных переживаний, связанных с 1-м, 2-м или 3-м типом. В обыденной жизни это чувство неуверенности, боязнь.
ЖМ: То есть человек заранее программирует себя на не успешность своего действия?
АН: Конечно. А мы знаем, что мы закладываем, к тому мы и стремимся. Помимо нашего сознания на автомате. А когда организм начинает работать на автомате? Когда он достиг состояния значительного утомления или напряжения. Сознание начинает думать только, как бы это дотерпеть до конца, а не как бы еще добавить. Поэтому что мы планируем то и получаем. Поэтому для достижения стабильности у нас есть только одна возможность сделать позитивное мышление. Если у меня есть патологическое мышление, есть эти переживания, которые мешают и которые в определенный момент могут взять доминирующее управление над моим организмом.
ЖМ: Как формировать позитивное мышление?
АН: Надо отучиться от того, что мешает. Отучиться от патологического мышления , которое приводит к этим рассогласованиям. Если я смогу от этого отучиться, то у меня останется только позитивное мышление, которое и станет доминантным. Надо изменит стиль мышления. Надо полностью избавиться от переживаний и думать только о достижении цели. А отучиться не так сложно. Мы добиваемся этого за несколько сеансов. Вы даже не представляете, что можно добиться, казалось бы, простой беседой не вводя человека в состояние гипноза и не используя фармакологию. За несколько занятий в течении месяца-полутора мы можем разучить человека ездить на велосипеде. И это без практических занятий не вставая с кресла. Нет, потом он, конечно, сможет опять научиться за какое-то время. Но когда он подойдет к велосипеду его предварительный навык будет утрачен. И все двигательные стереотипы этого движения, которые казалось бы навечно вбиты в ваше сознание с детства, исчезнут. И ему придется учиться заново. С чистого листа. Этот прием мы используем для исправления техники спортсменов. Очень часто встречается что техническое исполнение какого либо двигательного действия спортсмена неправильное. И мешает дальнейшему прогрессу. Но этот неправильный навык настолько прочен в сознании, что спортсмен никак не может переучиться и в соревновательных условиях, когда сознание отключается, этот неправильный навык становится доминирующим и снижает результат. Мы добиваемся того что спортсмен навсегда забывает неправильную технику и учится выполнять свое двигательное действие с нуля. И под контролем тренера закрепляет у себя в сознании правильный алгоритм движения.
Автор:Андрей Антонов
Продолжение следует….
Источник |