Часть 1
Автор: Андрей Антонов
Мы продолжаем цикл статей связанных с обучением правильному общению. Для читателей незнакомых с предыдущими статьями по этой теме я настоятельно рекомендую ознакомиться с ними для лучшего понимания материала. В журналах «Железный Мир» № 3 и №5, 2014 года, мы представили вам два интервью с директором Института поведения А. Б. Николаевым под названием «Типы мышления спортсмена», в которых Антон Борисович рассказали о том как мышление спортсмена может повлиять на его тренировочную работоспособность и соревновательную деятельность. В заключении второй части интервью А. Б. Николаев неожиданно предложил мне пройти обучение в институте по программе восстановления нормального мышления. В журнале № 7, 2014 года в статье «Практика обучения правильному мышлению» я описал первые три занятия, после которых я приобрел необходимые навыки и инструменты для дальнейшей работы. В журнале № 10 в статье «Практика обучения правильному мышлению. Борьба с рассогласованиями» я рассказал о четырех типах рассогласований и о приемах реорганизация своего мышления, т.е. «отучивание» себя от возможности неприятных переживаний. Данные статьи вы можете прочитать на сайте журнала.
Итак, четыре этапа обучения было пройдено и мы перешли к предпоследнему, пятому. Напомню вкратце последовательность этапов:
Первый этап. Первое занятие.
Темой первого нашего занятия было обучение состоянию покоя, или, по терминологии принятой в теории функциональных систем, предложенной П. К. Анохиным и развитой К. В. Судаковым, состоянию удовлетворенной потребности. Начальный этап оздоровления заключался в овладении навыками напрягать и расслаблять тело, последовательно упражняясь на отдельных групп мышц по порядку от пальцев ног до мышц лица. Проделывая каждое упражнение сначала реально, и в последующем переходя к мысленному расслаблению, я смог довести приобретаемые навыки чувствования и управления телом до автоматизма.
Результат первого этапа: овладение способностью расслабляться и повышение чувствительности организма.
Второй этап. Второе занятие.
Тема второго занятия была: «Образы продуктов питания и вкусовых ощущений и их реорганизация». Этот этап оздоровления подразумевал продолжение формирования навыков реорганизации на основе приобретенных автоматизмов удовлетворения потребности с увеличением их сложности за счет добавления к простому чувствованию тела простой, но уже смысловой (абстрактной) нагрузки. На данном этапе шла работа с сочетанием несложного и легко улавливаемого в теле ощущения вкуса неоднократно поедаемого какого-либо продукта питания и сопутствующего образа этого продукта, воспроизводимого в уме.
Результат второго этапа: усвоение существующей взаимосвязи абстрактного образа и реального состояния тела и приобретение навыка реорганизации данной взаимосвязи.
Третий этап. Третье занятие.
На третьем занятии мы продолжали формировать механизм реорганизации паталогического динамического стереотипа, но уже на примере неприятных переживаний. Но, ещё исключая общение с людьми. На этот раз мы работали с объектом «Место». Расслабление от неприятного переживания достигалось за счет осознанного применения навыков по владению чувствительности своего тела.
Результат третьего этапа: усвоение существующей взаимосвязи неприятного переживания и реального напряжения в тела и приобретение навыка реорганизации данной взаимосвязи.
Четвертый этап.
Четвертый этап оздоровления включал в себя освоение результативного мышления, отсутствие которого приводит к неприятным переживаниям в определенных жизненных ситуациях и обстановке
Четвертое занятие - Рассогласование 1-го типа возникает, когда параметры результата действия другого, значимого человека не соответствуют ожиданиям субъекта. Чаще всего рассогласование такого типа в обыденной жизни называется «переживанием обиды».
Пятое занятие - Рассогласование 2-го типа возникает, когда параметры результата действия субъекта не соответствуют ожиданиям другого, значимого для него человека. Рассогласование такого типа - «переживанием вины».
Шестое занятие - Рассогласование 3-го типа возникает, когда параметры результата действия субъекта не соответствуют его ожиданиям. Рассогласование такого типа - «переживанием стыда».
Седьмое занятие - Рассогласование 4-го типа возникает, когда ожиданиям субъекта соответствуют параметры заведомо неприятного для него переживания, например, стыда, вины или обиды. Рассогласование такого типа – «переживанием неопределенности, мнительности, тревоги, фобии, страха и т.д.».
Результат четвёртого этапа: реорганизация своего мышления, т.е. «отучивание» себя от возможности неприятных переживаний.
В результате освоения первых трех этапов мы научились расслабляться в различных жизненных ситуациях, т.е. приводить свое тело в состояние, соответствующее удовлетворению потребности, к норме. Во время четвертого этапа произвели реорганизацию принципов мышления, приводивших к рассогласованиям четырех типов – т.е. научились не напрягаться, не смотря ни на какие обстоятельства. На пятом этапе осталось реорганизовать предыдущий жизненный опыт мышления, связанный с неприятными переживаниями в различных конкретных ситуациях.
В предыдущей статье я подробно рассказывал о методе избавления от неприятных переживаниях, этаких «тараканов в голове», которые систематически отравляют нам жизнь. И поделился с вами с потрясающими воображение результатами этих занятий. Воспоминания перестали приносить мне негативные переживания и как - то сами собой пропали. Я стал гораздо спокойнее. Появилось море энергии, которую я стал реализовывать в текущей жизни, а не в переживании «дел, давно минувших лет». Ради интереса, возвращаясь к проработанным ситуациям, я не чувствовал ничего. Как будто смотрел кадры какой-то кинохроники никоим образом со мной не связанной.
Я уже писал, что животные выгодно отличаются от человека тем, что у них нет отвлеченного мышления. Они часто попадают в конфликтные ситуации, но они никогда не переживают их post factum. Они живут настоящим и не тратят нервную энергию попусту. А человек тратит, и очень много. Он вновь и вновь прокручивает в памяти случившиеся, и каждый раз, по новой, испытывает все негативные переживания. Нам часто говорят что ХХ, а теперь уже ХХI век, это век стресса. Но на деле стрессовых ситуаций в жизни каждого не так много. Но вспоминая по 100 раз стрессовую ситуацию, человек как бы по новой ее переживает, разрушая свою психику. Вот в чем главная беда! В том, что мы из одной стрессовой ситуации делаем целую серию. На прошлых занятиях мы научились нейтрализовать стрессовые ситуации, которые тяжким грузом весят в памяти. Это огромный шаг вперед к психическому здоровью, но этого мало. Прокручивая мысленно данные ситуации в памяти, мы закрепляли негативный алгоритм поведения и при повторении схожей ситуации мы по-прежнему поведем себя недостойно. Владея техникой реорганизации неприятных переживаний, мы, конечно же, его сразу уберем. Но мы можем изменить себя. Слепить себя по-новому, таким, каким мы хотим себя видеть и запрограммировать на новое поведение в подобной ситуации.
Возьмем пример, многим близкий. В школе как правила всегда присутствует факт унижений сверстниками более слабых детей. Не все рождаются сильными. Этот же факт присутствует и в армии, и в местах лишения свободы. Кто-то выдерживает и становится более жестким, а кто-то ломается. С точки зрения этологии ранг передается по наследству и слабо поддается тренировке. Высокоранговые самцы уже в колыбели орут и требуют к себе внимания. Это вожаки стаи в животном мире и безусловные лидеры в человеческом обществе. Их сломить не возможно, в них стальной стержень и подчинять окружающих для них единственно возможная форма общения. Но процент доминантных самцов крайне мал. Чуть ниже их рангом стоят субдоминантные самцы, их в несколько раз больше, но тоже мало. А основная масса - обычные или откровенно слабые особи. Это естественная структура в любом животном обществе. И в человеческом тоже. В стае не может быть много высокоранговых самцов. Они бы переубивали друг друга в борьбе за власть. Поэтому о доминантных и субдоминантных самцах мы говорить не будем. Они вполне способны за себя постоять и не допустят унижений нигде, даже если не обладают большой физической силой.
Представим рядового человека. Позволив себя унизить, убежав от хулигана, стерпев обиду и не ответив он испытывает сильнейшее рассогласование третьего типа, то есть чувство стыда. Воспоминания о случившемся заставляют вновь и вновь переживать этот стресс, разрушая психику. Об этом мы уже говорили. Но помимо этого они формируют навык подобного поведения. Получается элементарная тренировка. Вспомнив о своем постыдном поведении 20 раз, он каждый раз как бы по-новому повторяет свое поведения и закрепляет его алгоритм в сознании. И в следующий раз в аналогичной ситуации поступит также. Причем если в первом случае у него могла быть внутренняя борьба, но в итоге трусость победила, то во втором он сдастся без боя, потому что навык уже сформировался от прокручивания в голове и переживания этой ситуации. Владея методикой реорганизации патологического мышления, он избавится от переживаний и практически перестанет вспоминать случившееся, а если и вспомнит, то никаких переживаний ему это не принесет. Но если подобная ситуация повторится, то он поступит так же. Поскольку навык сформирован.
Источник |